Что такое международное гуманитарное право?

Опубликовано 9 мая 2022 года

Татьяна Зинякова

правозащитница Human Constanta, юристка-международница
Международное гуманитарное право – это совокупность международных правовых норм, применимых во время вооруженного конфликта, регулирующих поведение сторон такого конфликта. Такие норм могут быть кодифицированы в международных конвенциях или содержаться в международных обычаях, касающихся ведения войны, – то есть, представлять собой практику поведения, которую государства признают для себя обязательной.

Международное гуманитарное право традиционно делится на Гаагское и Женевское право, по названию соответствующих конвенций. Гаагское право регулирует преимущественно способы ведения войны – ограничивает воюющих в выборе средств и методов нанесения ущерба противнику, ограничивает насилие, не обусловленное военной необходимостью, содержит запреты на применение отдельных видов оружия – например, снарядов, распространяющих удушающие или вредоносные газы, пуль, легко разворачивающихся или сплющивающихся в человеческом теле, ядов. Женевское право, состоящее из четырех конвенций и трех дополнительных протоколов, регулирует положение уязвимых групп на войне – вышедших из строя раненых и больных; лиц, потерпевших кораблекрушение во время военных действий на море; военнопленных; лиц, не принимающих участие в боевых действиях (гражданское население).

Помимо обязательств, содержащихся в юридически обязательных положениях конвенций важную роль в международном гуманитарном праве играет оговорка Мартенса – принцип, гласящий, что да­же ес­ли то или иное по­ло­же­ние пря­мо не пре­ду­смот­ре­но стать­я­ми дей­ст­вую­ще­го пра­ва, в си­туа­ци­ях воо­ру­жён­ных кон­флик­тов сто­ро­нам не­об­хо­ди­мо в пер­вую оче­редь ру­ко­во­дство­вать­ся прин­ци­па­ми гу­ман­но­сти, че­ло­веч­но­сти и здра­во­го смыс­ла.

Важно понимать, что международное гуманитарное право, или jus in bello, начинает применяться только тогда, когда война уже началась и когда наличие вооруженного конфликта можно констатировать. При этом существуют и нормы международного права применимые до войны или jus ad bellum, которые регулируют правомерность начала военных действий и дают оценку тому, правомерным ли было применение силы, положившее начало международному конфликту. Такие нормы включают в себя запрет на применение силы без санкции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (ООН) или без оснований для самообороны, принцип невмешательства во внутренние дела государства, принцип территориальной целостности государств.

Таким образом, субъекты правоприменения – это воюющие стороны (государственные или негосударственные образования, принимающие участие в вооруженном конфликте), а объект международного гуманитарного права – регулирование допустимого и недопустимого поведения сторон во время войны.

Четыре Женевские конвенции закрепляют следующие стандарты поведения воюющих сторон по отношению к уязвимым группам:

  • защищает лиц, “которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине.”
  • обязывает гарантировать таким лицам гуманное обращение и уход без дискриминации и запрещает посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность , взятие заложников, посягательство на человеческое достоинство , осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения.
  • обязывает предпринимать все меры к тому, чтобы разыскивать и подбирать раненых и больных, ограждая их от ограбления и дурного обращения, и оказывать им помощь, а также разыскивать мертвых и препятствовать их ограблению, в том числе, при участии Международного комитета Красного Креста.
  • не допускает преимущества в оказании медицинской помощи за исключением ситуации наличия медицинских причин неотложного характера.
  • обязывает заключать соглашения о перемирии, прекращении огня или местные соглашения всякий раз при наличии такой возможности, чтобы позволить подобрать оставшихся на поле боя раненых, транспортировать их и произвести обмен ими.
  • обязывает зарегистрировать, как только это будет возможно, все данные, способствующие установлению личности раненых, больных и умерших неприятельской стороны, попавших в их руки.
  • обязывает воздерживаться от нападения на санитарные учреждения, подвижные санитарные формирования и транспорты с ранеными и больными и санитарным имуществом и оказывать им покровительство и охрану за исключением ситуации их использования для совершения действий, направленных против неприятеля.
  • обязывает оказывать покровительство и уважение санитарному личному составу и священнослужителям, состоящим при вооруженных силах, и задерживать таких лиц при их попадании во власть противной стороны лишь в той мере, в какой этого требует санитарное состояние, духовные потребности и количество военнопленных.
  • обязывает оставлять имущество подвижных санитарных формирований вооруженных сил, которые попадут в руки противника, для ухода за ранеными и больными.
  • признает геральдический знак красного креста, красный полумесяц и красные лев и солнце в качестве эмблем и отличительных знаков санитарной службы армий.
  • закрепляет гарантии защиты, преимущественно аналогичныесодержащимся в Первой Женевской конвенции, применительно к ситуации войны на море:
  • защищает лиц, которые, находясь в море, будут ранены, больны или потерпят кораблекрушение, понимаемого как “всякое кораблекрушение, независимо от обстоятельств, при которых оно произошло, включая вынужденные посадки самолетов на море или падение в море”.
  • обязывает воздерживаться от нападения и захвата:
1) судов, построенных и оборудованных державами с единственной целью оказывать помощь раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение, предоставлять им лечение и перевозить их,
2) госпитальных судов, используемых национальными обществами Красного креста, официально признанными благотворительными обществами или частными лицами нейтральных стран.
3) спасательных шлюпок этих судов,
4) небольших судов, используемых государством или официально признанными обществами помощи для проведения прибрежных спасательных операций.
  • обязывает госпитальные суда не стеснять действий сражающихся и принимать на себя риск при действиях во время и после боя.
  • обязывает оберегать и щадить лазареты на борту военного судна и располагать ими по другому назначению лишь в случае крайней военной необходимости при условии предварительного обеспечения участи раненых и больных.
  • защищает военнопленных с того момента, как они попадут во власть неприятеля, и вплоть до их окончательного освобождения и репатриации, в том числе в случае сомнения в принадлежности лиц к категории военнопленных до определения их статуса компетентным судом.
  • обязывает стороны обращаться с военнопленными гуманно, сохранять уважение к их личности и чести, обеспечивать соблюдение ими прав, предоставляемых их гражданской правоспособностью, бесплатно обеспечивать их содержание и врачебную помощь.
  • запрещает совершение актов, приводящих к смерти военнопленных или ставящих их здоровье под угрозу; актов насилия, запугивания, оскорбления и любопытства толпы; а также репрессалий.
  • устанавливает обязательства сторон в отношении военнопленных на каждом этапе их нахождения в плену (начало плена; интернирование военнопленных; перемещение военнопленных после их прибытия в лагерь, конец плена), а также в отношении различных аспектов нахождения в плену (помещение, питание и одежда военнопленных; гигиена и медицинская помощь; медицинский и духовный персонал, задержанный для оказания помощи военнопленными; религия, интеллектуальная и физическая деятельность, дисциплина, работа военнопленных; сношения военнопленных c внешним миром; взаимоотношения военнопленных с властями и т.д.).
  • защищает гражданских лиц, которые в случае конфликта или оккупации находятся во власти находящейся в конфликте стороны, гражданами которой они не являются.
  • позволяет сторонам отказывать в защите шпионам, диверсантам или подозреваемым на законном основании в деятельности, угрожающей безопасности государства.
  • гарантирует особую защиту раненым и больным, инвалидам и беременным женщинам.
  • обязывает стороны, находящиеся в конфликте, создавать на своей собственной территории, а в случае необходимости, на оккупированных территориях, санитарные и безопасные зоны и местности, организованные таким образом, чтобы оградить от действий войны раненых и больных, инвалидов, престарелых, детей до 15-летнего возраста, беременных женщин и матерей с детьми до 7-летнего возраста, а также управомочивает стороны предлагать неприятельской стороне создание нейтрализованных зон в районах, где идут бои.
  • обязывает стороны прикладывать усилия для заключения местных соглашений об эвакуации покровительствуемых лиц из осажденной или окруженной зоны и пропуске в эту зону служителей культа, санитарного персонала и санитарного имущества.
  • обязывает не делать объектом нападения гражданские больницы, а также транспорт, на котором перевозятся раненые и больные гражданские лица, инвалиды и роженицы.
  • предусматривает обязанности по должному обращению с иностранцами на территории находящейся в конфликте стороны (обеспечение прав покинуть территорию в удовлетворительных условиях с точки зрения безопасности, гигиены, здоровья и питания, получать присылаемую помощь, получать медицинскую помощь и лечение наравне с гражданами, осуществлять религиозные обязанности и получать духовную помощь, требовать предоставления оплачиваемой работы или средств для существования и т.д.).
  • предусматривает обязанности по должному обращению с гражданскими лицами на оккупированных территориях (запрет на депортацию покровительствуемых лиц из оккупированной территории на территорию оккупирующей державы; запрет на депортацию или перемещение части своего собственного гражданского населения оккупирующей державы на оккупированную территорию; запрет на принуждение к службе в вооруженных или вспомогательных силах оккупирующей державы и т.д.).
  • предусматривает обязанности по должному обращению с интернированными (размещение по гражданству, языку и обычаям вместе с членами семьи, вне районов, особо подвергающихся военной опасности, в надлежащих условиях в отношении гигиены, сохранения здоровья, защиты от суровых климатических условий и действий войны; обеспечение достаточного и разнообразного питания в соответствии с физиологическими потребностями; обеспечение медицинской помощи; обеспечение полной свободы для выполнения обрядов религии; поощрение интеллектуальной, просветительской, спортивной деятельности и деятельности, направленной на удовлетворение потребностей в развлечениях; обеспечение права пользования личными вещами и запрет на изъятие предметов, имеющих субъективную ценность; обеспечение возможности сношения с внешним миром путем получения и отправления извещений об интернирования, писем и почтовых карточек и т.д.).
Каждый из международных договоров устанавливает неотчуждаемый характер прав покровительствуемых лиц, указывая, что последние не могут от них отказываться ни при каких обстоятельствах ни полностью, ни частично.

Нарушения конвенций

Важными положениями конвенций являются нормы, определяющие действия, рассматриваемые как их серьезные нарушения. К таким нарушениям, в частности, относятся: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества. Эти действия являются наиболее тяжкими нарушениями международного гуманитарного права и классифицируются как военные преступления.


Ответственность государств за нарушение положений международного гуманитарного права наступает в том же порядке, что и ответственность за совершение других международно-противоправных деяний – в соответствии с соответствующими Статьями, разработанными Комиссией международного права ООН – при условии нарушения норм, предусмотренных международным гуманитарным правом и возможности соотнести такие действия государству (то есть, действующим от имени государства агентам). Ответственность индивидов за нарушение норм гуманитарного права, которые могут быть квалифицированы как военные преступления, наступает по международному уголовному праву.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, а также даете согласие на направление вам сообщений по электронной почте.
Made on
Tilda