Как подготовить и подать индивидуальное обращение в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин
Опубликовано 27 февраля 2024 года
Беларусь ратифицировала Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в 1981 году, тем самым взяв на себя обязательства по недопущению дискриминации по признаку пола.

О том, каков мандат Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин, в чем суть дискриминации по признаку пола и гендерной принадлежности и как анализировать кейс на предмет наличия дискриминационных практик при подготовке позиции по делу - рассказываем в предыдущей статье.

В этой статье мы рассмотрим условия подачи сообщения в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, расскажем про внутренние средства правовой защиты и возможные способы обжалования дискриминации в Беларуси. Также в конце можно будет найти шаблон индивидуального сообщения с указанием на нормы национального и международного права для обжалования дискриминации при отбывании административного ареста.
Адвокатка, лишённая права на профессию,
специалистка в области прав человека
Условия подачи сообщения в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин
Информацию о подаче сообщений в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (далее – Комитет, КЛДЖ) можно найти по ссылке на официальном сайте Управления Верховного Комиссара ООН. Форма и руководство для представления индивидуальных сообщений в договорные органы (в том числе в КЛДЖ) находятся здесь.

1. Государство-участник.

Сообщение подается по поводу нарушения норм Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 года государством-участником Факультативного протокола к Конвенции. Нельзя подать сообщение против государства, которое не подписало и не ратифицировало Протокол. Напомним, для Республики Беларусь Факультативный протокол вступил в силу в 2004 году.

Подавать сообщение в КЛДЖ можно вне зависимости от гражданства: как беларуска, так и иностранная гражданка или лицо без гражданства могут заявлять о нарушении своих прав как Беларусью, так и любым другим государством-участником Факультативного протокола.

2. Время предполагаемых нарушений.

Факты, которые указывают на предполагаемое нарушение прав женщин, должны иметь место после признания государством-участником компетенции КЛДЖ получать индивидуальные сообщения. Если нарушение имело место до ратификации государством Факультативного протокола, то сообщение можно подавать только если нарушение продолжилась и после ратификации.

3. Использование других международных механизмов

Данное требование для сообщений в КЛДЖ против Беларуси в некотором плане неактуально ввиду того, что в какие-либо иные договорные органы ООН в отношении Беларуси подать индивидуальное сообщение невозможно. Но в обращении, подаваемом в КЛДЖ, все равно нужно указывать, что конкретное дело не было передано на рассмотрение каких-либо других договорных органов. При этом до подачи сообщения в КЛДЖ можно обращаться к специальным процедурам ООН (например, в Рабочую группу по произвольным задержаниям или к Специальной докладчице по вопросу о насилии в отношении женщин и девочек, его причинах и последствиях) – и это не будет препятствием к подаче сообщения в КЛДЖ.

4. Язык

Сообщение можно подать на английском, испанском, русском или французском языках. Если какой-то документ подготовлен на другом языке, необходимо сделать его перевод (необязательно официальный). К примеру, документ из государственного органа, подготовленный на беларусском языке, можно самостоятельно перевести на любой из вышеуказанных языков.

5. Исчерпание внутренних средств правовой защиты

Согласно части 1 статьи 4 Факультативного протокола Комитет не рассматривает сообщение, пока он не удостоверится в том, что все доступные внутренние средства правовой защиты были исчерпаны, за исключением случаев, когда применение таких средств защиты неоправданно затягивается или вряд ли принесет искомый результат.

Обращение в суд считается эффективным внутренним средством правовой защиты, поэтому судебные инстанции в Беларуси нужно пройти, чтобы жалоба в КЛДЖ не была признана неприемлемой. В крайнем случае можно обращаться в КЛДЖ и без прохождения беларусских судов, однако в таком случае придется подготовить достаточное обоснование, по какой причине доступные в Беларуси внутренние средства правовой защиты не являются эффективными.

6. Жертва, заявитель, представитель

В сообщении нужно указать жертву – лицо, которое пострадало от дискриминации. Заявитель – это лицо, направляющее сообщение в КЛДЖ. Женщина может быть одновременно и жертвой, и заявительницей, или же с ее согласия заявителем может быть какое-либо другое лицо.

Можно подавать сообщение от имени жертвы (жертв) и без ее (их) согласия, если заявитель сможет обосновать, почему получение согласия от непосредственной жертвы не представляется возможным. Например, супруг может объяснить, что подает сообщение от имени супруги, которая лишена свободы и находится без связи с внешним миром, поэтому письменно выразить свое согласие на подачу им сообщения не может.

При подаче сообщения и в дальнейшей коммуникации с КЛДЖ можно пользоваться помощью представителя, причем это необязательно должен быть юрист. Для представительства достаточно приобщить к сообщению в КЛДЖ доверенность в простой письменной форме (никакого нотариального удостоверения не требуется).

7. Анонимность

Сообщения подаются в письменном виде и не должны быть анонимными.

Мнения КЛДЖ являются публичными, поэтому если жертва нарушенных прав не хочет, чтоб ее имя предавалось гласности, она должна указать на это в самом сообщении, направляемом в Комитет, или при дальнейшей коммуникации. В таком случае в вынесенных рекомендациях КЛДЖ имя жертвы будет анонимизировано (и дело будет называться, например, «С.Ф.М. против Испании»). Просьбы об анонимности, представленные после опубликования окончательных мнений КЛДЖ, не могут быть удовлетворены.

8. Временные меры и меры защиты

В неотложных случаях можно заявлять о необходимости КЛДЖ обратиться к государству с просьбой «принять меры по предотвращению причинения непоправимого вреда предполагаемой жертве». К примеру, в деле о высылке можно просить КЛДЖ обратиться к государству с просьбой не высылать предполагаемую жертву в государство, где ее жизни или здоровью угрожает опасность.

Заявитель имеет право на любой стадии процесса просить о принятии мер защиты от репрессий лиц, имеющих отношение к сообщению, включая адвокатов, свидетелей и членов семьи жертвы.

9. Приложения.

К сообщению должны быть приобщены документы, подтверждающие доводы сообщения (копии жалоб, копии ответов от государственных органов и т.д.).

Если есть какие-либо важные доказательства на видео или аудио, стоит сделать стенограмму этих видео или аудио. Если какие-то доказательства приобщить невозможно (например, приговор по делу, рассмотренному в закрытом судебном заседании), необходимо это объяснить в самом сообщении. Комитету можно пояснить, что документы важны для дела, и находятся в распоряжении государственных органов, и просить сам Комитет запросить соответствующие документы у государства.

Также в приложениях можно представить выдержки из беларусских нормативно-правовых актов, применимых в данной ситуации.
Аналитика и интервью
Обжалование репрессий на национальном уровне: пустая трата времени или всё не зря?
    Только ли для обращения в договорные органы нам нужно подавать жалобы своим же суду, прокуратуре или следственному комитету? Стоит ли чего-то национальное обжалование само по себе, как таковое?
    Какие эффективные средства правовой защиты существуют в Беларуси
    Чтобы исчерпать внутренние средства правовой защиты, достаточно обратиться в беларусские суды первой и апелляционной инстанций.

    Если в ходе дальнейшей коммуникации государство начнет заявлять о неприемлемости сообщения в связи с отсутствием надзорных жалоб, в таком случае можно использовать выводы КЛДЖ и Комитета по правам человека (далее – КПЧ) о том, что прохождение надзорной инстанции не является необходимым. В деле CEDAW/C/79/D/131/2018 «В.П. против Беларуси» КЛДЖ отметил, что жалобы «председателю суда о пересмотре в порядке надзора судебных решений, вступивших в законную силу, зависят от дискреционных полномочий судьи и являются чрезвычайным средством правовой защиты». В данном деле, как отметил КЛДЖ, Беларусь не смогла подтвердить, что надзорная жалоба «с определенной степенью вероятности действительно может составить эффективное средство правовой защиты». Отдельно КЛДЖ отметил, что надзорная жалоба в прокуратуру не является средством правовой защиты, которое должно быть исчерпано.

    Аналогичного подхода на протяжении длительного времени придерживался и КПЧ, который в делах против Беларуси отмечал, что даже если надзорное производство и осуществляется, оно ограничено лишь вопросами права и не позволяет рассматривать какие-либо факты или материалы.

    27.07.2023 года вступили в силу изменения Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – УПК), согласно которым была введена новая инстанция – кассационная. Ввиду новизны изменений и отсутствии практики в Комитете, пока невозможно с точностью сказать, каким образом КЛДЖ будет рассматривать вопросы об исчерпании внутренних средств правовой защиты в случае, если заявительница будет обжаловать дискриминацию в рамках уголовного процесса и не пройдет кассационную инстанцию. Однако анализ главы 42 УПК показывает, что, как и в надзорной инстанции, подача кассационной жалобы не влечет безусловного её рассмотрения судом, и подобное рассмотрение зависит от личного усмотрения прокурора или судьи. В связи с этим представляется, что аргументы касательно неэффективности надзорной инстанции как необходимого этапа перед подачей сообщения в Комитет могут быть применимы и к кассационной инстанции.
    Какими способами можно обжаловать дискриминацию в Беларуси
    Все зависит от конкретной ситуации, но в любом случае нужно говорить о дискриминации в заявлении в суд, если вы планируете в дальнейшем обращаться в КЛДЖ.


    1. Исковое производство.

    Часть 1 статьи 14 Трудового кодекса Республики Беларусь определяет дискриминацию как ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от различных обстоятельств (в том числе от пола), не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции работника. Данная статья запрещает дискриминацию и прямо закрепляет право лиц, считающих, что они подверглись дискриминации в сфере трудовых отношений, обратиться в суд с соответствующим заявлением об устранении дискриминации (ч. 4 ст. 14).

    В делах, не связанных с трудовыми отношениями, придется рассматривать иные варианты (к примеру, подавать исковое заявление о компенсации морального вреда).



    2. Обжалования действий должностных лиц и государственных органов в рамках уголовного или административного процесса

    Такое обжалование предусмотрено главой 16 Уголовно-процессуального кодекса и главой 7 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

    Например, в КЛДЖ можно направить сообщение о дискриминации в связи с ненадлежащим расследованием случаев домашнего насилия – и в качестве обоснования исчерпания внутренних средств правовой защиты использовать документы, свидетельствующие о том, что заявитель обжаловал действия или решения следователя.

    Согласно ч.2 ст.139 УПК жалобы на решения органа уголовного преследования об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении предварительного расследования уголовного дела, уголовного преследования, об отказе в возбуждении производства по вновь открывшимся обстоятельствам, о прекращении производства по вновь открывшимся обстоятельствам подаются соответствующему прокурору или в суд по месту расследования уголовного дела либо рассмотрения заявления или сообщения о преступлении. Жалобы на решения следователя об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении предварительного расследования уголовного дела, уголовного преследования могут быть также поданы соответствующему начальнику следственного подразделения.

    Как было указано ранее, именно суд считается эффективным средством правовой защиты. Поэтому если законодательство предусматривает возможность обжалования действий должностных лиц вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд, то для целей исчерпания внутренних средств правовой защиты необходимо подавать жалобу именно в суд. Можно подавать жалобу вышестоящему должностному лицу, прокурору и затем обращаться в суд, но нельзя подавать жалобу только вышестоящему должностному лицу и (или) прокурору, без прохождения судебных инстанций: в таком случае КЛДЖ, скорее всего, признает жалобу неприемлемой в связи с неисчерпанием внутренних средств правовой защиты.



    3. Обжалование решений, действий (бездействий) государственных органов и иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющих права граждан

    Обжалование по данному основанию предусмотрено в главе 29 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ГПК) и в особенности - § 6 главы 29 ГПК.

    В отличие от искового производства, где каждая сторона доказывает факты, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений (статья 179 ГПК), при подаче жалобы в порядке главы 29 ГПК бремя доказывания возлагается на орган или должностное лицо, чьи действия (бездействия) или решения обжалуются. Согласно статье 339 ГПК суд проверяет законность и обоснованность решений, действий (бездействия) государственных органов, организаций и должностных лиц, решения, действия (бездействие) которых обжалуются, а в случаях, предусмотренных законом, - лишь их законность. Государственные органы, организации и должностные лица обязаны представить суду материалы, послужившие основанием для соответствующих решений, действий (бездействия). Следовательно, обжалование в порядке главы 29 ГПК может быть проще для заявительницы, чем в исковом производстве.

    Параграф 6 главы 29 ГПК подробно объясняет порядок подачи подобной жалобы в суд.

    После подачи в суд искового заявления или жалобы на действия (бездействия) должностного лица или государственного органа может случиться так, что суд откажет в возбуждении гражданского дела. В таком случае в обязательном порядке стоит обжаловать определение суда об отказе в возбуждении дела: если вышестоящая инстанция поддержит определение суда первой инстанции, это будет служить доказательством тому, что заявительница перед обращением в КЛДЖ пыталась исчерпать внутренние средства правовой защиты, но они оказались неэффективными. В соответствии с частью 1 статьи 247 ГПК в определении об отказе в возбуждении дела должно быть указано, в какой орган или суд следует обратиться истцу, если дело неподведомственно суду или неподсудно данному суду, либо как устранить обстоятельства, препятствующие возбуждению дела. В связи с этим, если в определении суда не будет подобного обоснования, на его отсутствие также стоит обратить внимание Комитета как на аргумент в поддержку необеспечения заявительницы эффективным средством правовой защиты государством от дискриминации.

    Если суд первой инстанции рассмотрит исковое заявление или жалобу и не удовлетворит их, для исчерпания внутренних средств правовой защиты обязательно нужно подать апелляционную жалобу.
    На что ссылаться при обжаловании дискриминации в Беларуси
    В Беларуси нет унифицированного антидискриминационного законодательства, поэтому мы не можем использовать только какую-то одну схему для обжалования дискриминации и ссылаться на какой-то конкретный список нормативно-правовых актов. В каждой конкретной ситуации придется использовать нормативно-правовые акты, регулирующие определенную сферу, и искать в них указание на принцип равенства или запрет на дискриминацию.

    Согласно части 1 статьи 8 Конституции Республики Беларусь наше государство признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. В связи с этим уже на стадии обращения в национальные государственные органы можно ссылаться на нормы Конвенции.

    Также можно делать ссылки на саму Конституцию Республики Беларусь. В частности, статья 22 Конституции гласит, что все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Статья 32 Конституции также гарантирует женщинам и мужчинам предоставление равных возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья.

    Как было указано выше, прямой запрет на дискриминацию установлен в статье 14 Трудового кодекса. Некоторые нормативно-правовые акты Республики Беларусь закрепляют принцип равенства (например, согласно частям 1-2 статьи 20 УПК «все лица, участвующие в уголовном процессе, равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту их прав и законных интересов. Производство по материалам и уголовному делу осуществляется на основе равенства граждан перед законом независимо от … пола… и других обстоятельств»), и на эти нормы также можно ссылаться при обжаловании дискриминации.
    Резюме
    Из-за отсутствия унифицированного антидискриминационного законодательства и сформировавшейся практики невозможно прописать точные алгоритмы по обжалованию дискриминации в отношении женщин в Беларуси.

    Тем не менее, в данной статье мы попытались проанализировать, каким образом можно действовать на национальном уровне, на что ссылаться и куда обжаловать нарушения прав женщины. Важно не ограничиваться описанными выше рекомендациями и помнить, что каждая ситуация уникальна и может требовать своих способов реагирования.

    Шаблоны документов
    В данной статье в качестве примера мы приведем обжалование дискриминации при отбывании административного ареста. По ссылкам находятся шаблоны жалоб на условия содержания в ИВС , жалобы в суд первой инстанции, жалобы в суд апелляционной инстанции и в КЛДЖ.

    Факты, изложенные в шаблонах, вымышлены, используются сугубо в качестве примеров и не взяты из реальных дел. Все совпадения являются случайными.
    см.,например, Сообщение № 1790/2008, Сергей Говша, Виктор Сирица и Виктор Мезяк против Беларуси, п.8.4
    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, а также даете согласие на направление вам сообщений по электронной почте.
    Made on
    Tilda