Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин: общий гайд для подготовки индивидуального сообщения
Опубликовано 26 февраля 2024 года
Беларусь ратифицировала Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в 1981 году, тем самым взяв на себя обязательства по недопущению дискриминации по половому признаку. С 3 мая 2004 года Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин был одним из договорных органов ООН, где беларуски могли защищать свои права. Однако, после 8 февраля 2023 года, когда Беларусь денонсировала Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах – стал единственным.

Подготовку любой жалобы, заявления, иска можно условно поделить на два компонента: описание индивидуальных обстоятельств и использование релевантного правового обоснования. В этой статье разберем, что такое дискриминация в отношении женщин, в чем заключается мандат органа ООН по защите прав женщин, чем могут быть полезны периодические доклады для подготовки сообщения в Комитет и какие источники можно использовать для аргументации своих доводов.
Напоминаем
Республика Беларусь – один из рекордсменов по обращениям в Комитет по правам человека. Однако государство приняло решение денонсировать Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, и 8 ноября 2022 года Генсеком ООН была зарегистрирована нота о денонсации. В результате последним днем подачи сообщений в Комитет по правам человека для беларусов стало 8 февраля 2023 года, и теперь подавать в этот договорной орган ООН сообщения на нарушение Беларусью прав человека невозможно. Именно в связи с этим необходимо уделять внимание другим способам защиты прав человека на международном уровне.
Адвокатка, лишённая права на профессию,
специалистка в области прав человека
История и мандат Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин
Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (далее – КЛДЖ, Комитет) осуществляет мониторинг соблюдения государствами Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 года. Конвенция является основным документом в области прав человека, направленным на защиту прав женщин. В ст. 17 этой же Конвенции отражено учреждение государствами-участниками Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин.

Беларусь подписала и ратифицировала Конвенцию, и данный документ для Беларуси вступил в силу с 3 сентября 1981 года.

Международный пакт о гражданских и политических правах закрепляет права, принадлежащие каждому, в то время как Конвенция защищает женщин от дискриминации по признаку пола (биологическим различиям между женщинами и мужчинами) и по признаку гендерной принадлежности (социально обусловленным характеристикам и ролям, отводимым женщинам и мужчинам).
И к Международному пакту, и к Конвенции были приняты факультативные протоколы, предоставившие соответственно Комитету по правам человека и Комитету по ликвидации дискриминации в отношении женщин полномочия принимать и рассматривать сообщения от лиц, которые утверждают, что они стали жертвами нарушения их прав со стороны государства. Такие органы оценивают соблюдение государствами прав человека на национальном уровне и дают рекомендации государствам в случае обнаружения нарушений.
Факультативный протокол к Конвенции вступил в силу для Беларуси 3 мая 2004 года.

Кроме того, КЛДЖ принимает специальные документы, в которых толкует и уточняет положения Конвенции – Общие рекомендации.
Виды дискриминации: прямая, косвенная, перекрестная
Среди видов дискриминации в целом можно выделить прямую, косвенную (непрямую) и перекрестную (интерсекциональную) дискриминацию. Прямая дискриминация имеет место, когда между группами людей проводится четкое различие, в результате которого у людей из одной группы меньше возможностей воспользоваться своими правами по сравнению с людьми из другой группы. Косвенная дискриминация происходит, когда закон, политика или практика сформулированы или выглядят нейтрально (без прямых дискриминационных определений), но они ставят в неблагоприятное положение определенную группу или группы людей. Про перекрестную или интерсекциональную дискриминацию стоит говорить, когда сочетается несколько разных форм дискриминации и определенная группа или группы людей оказываются в еще более невыгодном положении. То есть, например, человек может подвергаться дискриминации одновременно и в связи с гендерной идентичностью, и в связи с национальным происхождением.
Что такое дискриминация в отношении женщин?
Статья 1 Конвенции определяет понятие дискриминации в отношении женщин как «любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области».

Отдельно общая рекомендация №19 дает определение гендерному насилию как отдельному виду дискриминации в отношении женщин. Согласно рекомендации, это «насилие, совершаемое над женщиной в силу того, что она - женщина, или насилие, которое оказывает на женщин несоразмерное воздействие». «Оно включает в себя действия, причиняющие физический, психический или сексуальный вред или страдания, угрозы таких действий, принуждение и другие виды лишения свободы. Гендерное насилие может нарушать конкретные положения Конвенции, независимо от того, упоминается ли в этих положениях насилие в прямой форме». В своей общей рекомендации №35 КЛДЖ еще раз задекларировал такое толкование.

Таким образом, дискриминацией в отношении женщин может быть не только прямая дискриминация (например, прямой запрет на работу по определенной профессии в силу наличия в законодательстве списка специальностей и областей профессиональной деятельности, к которым женщины лишены доступа), но и косвенная (например, условия содержания в СИЗО, которые являются одинаковыми для мужчин и женщин, и в результате не учитывают специфические потребности женщин). Дискриминация в отношении женщин может иметь и интерсекциональной характер (например, по отношению к женщинам с инвалидностью или женщинам-мигранткам).
Как анализировать конкретную ситуацию
Для определения дискриминации необходимо сравнить одну группу (предположительно дискриминируемую) и другую недискриминируемую группу (в нашем случае – женщин и мужчин).

Далее надо выяснить, было ли различное отношение к женщинам и мужчинам в одинаковых обстоятельствах.

Если отношение было различным, то нужно выяснить, были ли у этого объективные причины. Если таких причин не было, то в данной ситуации имеет место дискриминация.

Пример 1. Список тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается привлечение к труду женщин, был значительно сокращен в 2022, однако до сих пор существуют профессии, на которые женщины не могут устроиться. Комментируя сокращение списка, представитель Министерства труда и социальной защиты отметил, что «работы, связанные с получением и применением химических веществ, полностью исключить из Списка нельзя, поскольку их концентрация в воздухе порой превышает установленные гигиенические нормативы, оказывая негативное влияние на репродуктивную способность». Данная фраза подтверждает стереотипное представление государства о роли женщины как прежде всего матери: запрет на доступ к определенным профессиям применяется ко всем женщинам, без какого-либо учета их возраста, способности и желания рожать детей. То есть в данном примере права женщины на трудоустройство ограничены без каких-либо объективных и обоснованных причин, и в связи с этим можно говорить о дискриминации.

Если отношение к женщинам и мужчинам в конкретной ситуации одинаковое, то нужно выяснить, не ставит ли оно женщин в худшее положение по сравнению с мужчинами.

Пример 2. В ИВС могут быть одинаково плохие условия как для мужчин, так и для женщин (переполненность камер, отсутствие душа и прогулок, отсутствие средств гигиены), но при этом невозможность принять душ или получить гигиенические средства в нужном количестве ставит женщину во время менструации в худшее положение по сравнению с мужчиной.
Подготовка позиции
Понимание прав женщин согласно Конвенции

Для подготовки позиции по делу о дискриминации необходимо прежде всего руководствоваться положениями Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Статья 2 Конвенции налагает на государства широкий круг обязанностей по ликвидации дискриминации в отношении женщин. В эти обязанности, согласно ст.2 Конвенции, входит законодательное закрепление принципа равноправия полов, обеспечение условий для его практической реализации, в том числе ликвидация и запрет дискриминирующих женщин обычаев или уголовной ответственности за их нарушение, создание системы защиты женщин от дискриминационных практик и пр.
Статья 2 Конвенции:

Государства-участники осуждают дискриминацию в отношении женщин во всех ее формах, соглашаются безотлагательно всеми соответствующими способами проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин и с этой целью обязуются:

(a) включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции или другое соответствующее законодательство, если это еще не было сделано, и обеспечить с помощью закона и других соответствующих средств практическое осуществление этого принципа;

(b) принимать соответствующие законодательные и другие меры, включая санкции, там, где это необходимо, запрещающие всякую дискриминацию в отношении женщин;

(c) установить юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами и обеспечить с помощью компетентных национальных судов и других государственных учреждений эффективную защиту женщин против любого акта дискриминации;

(d) воздерживаться от совершения каких-либо дискриминационных актов или действий в отношении женщин и гарантировать, что государственные органы и учреждения будут действовать в соответствии с этим обязательством;

(e) принимать все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин со стороны какого-либо лица, организации или предприятия;

(f) принимать все соответствующие меры, включая законодательные, для изменения или отмены действующих законов, постановлений, обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин;

(g) отменить все положения своего уголовного законодательства, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин.
Иные статьи Конвенции уточняют положения статьи 2 и устанавливают обязательства государств в конкретных сферах, например, в области образования (статья 10) или в области занятости (статья 11).

Чтобы понимать, каким образом КЛДЖ толкует то или иное право женщин, необходимо ознакомиться с содержанием Общих рекомендаций, издаваемых Комитетом. К примеру, общая рекомендация № 28 разъясняет сферу применения и значение статьи 2 Конвенции и указывает на обязанности государств не допускать дискриминации в отношении женщин в результате действий или бездействия, а также активно реагировать на факты дискриминации вне зависимости от того, исходят ли они от государства или частных субъектов (пункт 10).



Что использовать помимо Конвенции

Для подготовки позиции можно обращаться к практике и иных договорных органов ООН, в особенности – Комитета по правам человека (далее – КПЧ). При обжаловании дискриминации можно использовать практику КПЧ по статьям 3 и 26 Международного пакта о гражданских и политических правах. Согласно статье 3 Пакта государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами. Исходя из статьи 26 Пакта все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. Дискриминация должна быть запрещена законом, и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, включая пол. При необходимости практику КПЧ можно использовать для аргументации сообщений в КЛДЖ и по другим вопросам.

При подготовке позиции можно обращаться и к специальным процедурам ООН, в том числе аргументировать свои доводы информацией из докладов Специальной докладчицы по вопросу о положении в области прав человека в Беларуси, Специальной докладчицы по вопросу о насилии в отношении женщин и девочек, его причинах и последствиях, Рабочей группы по вопросу о дискриминации в отношении женщин и девочек и т.д.

Полезной могут быть и конвенции международных организаций. Например, Международная Организация Труда еще в 1951 приняла Конвенцию о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности, в соответствии с которой каждое государство-член организации поощряет и обеспечивает применение в отношении всех трудящихся принципа равного вознаграждение мужчин и женщин за труд равной ценности.

Несмотря на то, что Беларусь не является членом Совета Европы, для сообщения в КЛДЖ можно использовать в качестве международных стандартов и практику Европейского суда по правам человека. Так, статья 14 Европейской Конвенции по правам человека запрещает дискриминацию по признаку пола при осуществлении прав и свобод, закрепленных Конвенцией. Также могут быть полезны и иные документы, принимаемые в рамках Совета Европы, например, Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием.



Подготовка позиции шаг 3: беларусский контекст

Являясь государством-участником Конвенции, Беларусь взяла на себя обязательство предоставлять для рассмотрения Комитетом доклад о мерах, принятых для выполнения положений Конвенции (согласно ст. 18 Конвенции). Информация о докладах и рекомендациях для государств содержится находится в открытом доступе. На данный момент можно ознакомиться с Заключительными замечаниями по восьмому периодическому докладу Беларуси в 2016 году, посмотреть, какие рекомендации были даны Беларуси, и оценить, насколько эти рекомендации были исполнены. Заключительные замечания по периодическим докладам государства помогает понять «логику» КЛДЖ в установлении фактов дискриминации, а рекомендации от Комитета государству можно использовать при подготовке сообщения в КЛДЖ. Например, можно подчеркнуть, что конкретное нарушение Конвенции стало возможным ввиду неисполнения Беларусью рекомендаций, содержащихся в заключительных замечаниях.

Пока была возможность, беларусы, в том числе женщины, обращались в основном в Комитет по правам человека, в то время как механизм Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин практически не использовался. На данный момент КЛДЖ рассмотрел три дела против Беларуси, в одном из них признал нарушения со стороны государства: в сообщении № 23/2009 «Инга Абрамова против Беларуси» были установлены дискриминационные условия содержания женщин в ИВС по сравнению с мужчинами.
Обобщение рекомендаций
Денонсация Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах закрыла дорогу в Комитет по правам человека для индивидуальных сообщений беларусов. Несмотря на это, для беларусок все еще остается доступным механизм подачи сообщений в КЛДЖ в случаях, если имеет место дискриминация, как прямая, так и косвенная: Беларусь ратифицировала и признает Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а потому имеет обязательства по исполнению норм Конвенции и мнений Комитета.

Профессиональным долгом адвоката является использование всех доступных правовых методов защиты прав своих клиентов. В случае, если защита таких прав на национальном уровне во всех доступных инстанциях не принесла желаемого результата, обращение в КЛДЖ является следующим логичным правовым инструментом, направленным на восстановление справедливости для жертвы нарушений.

Для подготовки индивидуальных сообщений по нарушенным правам может использоваться широкий круг открытых источников, начиная от документов самого Комитета, где толкуется содержание отдельных прав, продолжая докладами, отчетами, практикой ЕСПЧ. Список не является исчерпывающим, и заявители вправе использовать и ссылаться на релевантные международные стандарты и международно-правовые акты, помогающие обосновать дискриминационный характер нарушения прав.

Хотя в практике КЛДЖ числится небольшое количество вынесенных мнений по сообщениям из Беларуси, ожидается, что этот механизм станет более востребованным в свете отсутствия возможности обращаться в КПЧ.
Подробнее о дискриминации в связи с запретом на доступ к определенным профессиям см. дело
CEDAW/C/63/D/60/2013 «Светлана Медведева против Российской Федерации»
Подробнее о дискриминации в связи с ненадлежащими условиями содержания в ИВС см. дело CEDAW/C/49/D/23/2009 «Инга Абрамова против Беларуси»
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, а также даете согласие на направление вам сообщений по электронной почте.
Made on
Tilda