КПЧ и «экстремизм»: отсутствие индивидуальной оценки высказывания недопустимо
Опубликовано 13 февраля 2024 года
Что произошло:
В 2017 году беларус подал жалобу в КПЧ на ограничение свободы выражения мнений в виде наказания за репост «экстремистского материала». В октябре 2023 года Комитет вынес соображение с тезисами, которые, к сожалению, стали еще более актуальными для беларусской практики:

  • любые ограничения работы вебсайтов, блогов и других Интернет-площадок распространения информации, электронных или иных подобных систем, включая Интернет-провайдеры и поисковики, допустимы только в той степени, в какой они совместимы с положениями Пакта;

  • любое вмешательство в свободу выражения мнений должно сопровождаться индивидуальной оценкой (в данном случае — судом) необходимости и пропорциональности вмешательства легитимной цели.
Выводы этой статьи будут полезны для тех, кто собирается обжаловать конституционность "экстремистских" составов преступления/правонарушений. Подробнее о механизме такого признания и о том, как следует обосновывать неконституционность "экстремистских" составов читайте в статье.
Итак, КПЧ вынес соображение по жалобе гомельчанина, обвиненного по ставшей уже «народной» статье 19.11 КоАП [во время рассматриваемых событий— ст. 17.11 КоАП] («Распространение, изготовление, хранение, перевозка информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность»). В ноябре 2016 года, по прошествии нескольких дней с момента признания ресурса **** «экстремистским» в Беларуси, молодой человек сделал репост материала "Маразм и показушная «почесть погибшим в войне» в столичной гимназии", опубликованного данным ресурсом, на площадке ВКонтакте. В 2017 году данный пост заметили сотрудники правоохранительных органов, заявителя обвинили в распространении «экстремистских материалов» и присудили штраф. Гомельчанин предпринял безуспешную попытку обжаловать это решение, требуя отдельной оценки именно распространенного материала, поскольку суд признал весь ресурс «экстремистским», основываясь на другой статье, после чего обратился в КПЧ с жалобой на нарушение статьи 19 Пакта (свобода выражения мнений). Комитет согласился с заявителем и установил нарушение.

1. Рассматривая жалобу гомельчанина, КПЧ отметил, что суд Центрального района г. Минска, решением которого все материалы ресурса **** были признаны «экстремистскими», не оценил содержание именно той статьи, которую распространил заявитель. Это нарушает часть стандарта о недопустимости тотальной блокировки какого бы то ни было ресурса ввиду очевидной непропорциональности такой меры. Правомерные ограничения, как правило, следуют из адекватной оценки содержания конкретного материала — и принятия мер только в его отношении.

2. Кроме того, констатируя нарушение Беларусью статьи 19 Пакта, Комитет обратил внимание и на то, что Гомельский областной суд, рассматривая апелляцию заявителя, не внял просьбе провести индивидуализированную оценку той статьи, которая стала основанием для привлечения к ответственности. В этой связи КПЧ отметил:

«Даже если примененное к заявителю наказание предусматривалось национальным законодательством, государство-участник должно было доказать, что оно были необходимым для достижения одной из легитимных целей, изложенных в пункте 3 статьи 19. <...> Тем не менее, государство-участник не привело никаких конкретных причин, связанных с заявителем, обусловливающих необходимость применения именно таких ограничений. <...> 7.8 В частности, Комитет отмечает, что в судебных решениях не содержится никакой индивидуальной оценки обстоятельств дела заявителя, равно как отсутствуют следующие соображения: в связи с чем осуждение и наложение штрафа были необходимыми и наименее интрузивными среди мер, к которым государство могло прибегнуть для реализации одной из легитимных целей..»

Данное соображение вынесено по фактическим обстоятельствам 2016-2017 гг. Как дело обстоит сейчас? Соответствует ли существующее регулирование международным обязательствам государства в области прав человека?
Свобода выражения мнений и беларусская практика:
Прежде чем переходить к актуальным беларусским реалиям, напомним об общей рамке, которую важно держать в голове при оценке любых репрессивных мер (= ограничений права) на предмет соответствия Пакту.
Свобода выражения мнений может быть ограничена исключительно в целях:
a) уважения прав и репутации других лиц;
b) охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

При этом ограничение не должно быть чрезмерно широким, несоразмерным выбранной цели, оно должно быть наименее интрузивным из всех возможных мер. Бремя доказывания, что принятые меры действительно были необходимыми и соразмерными одной из легитимных целей лежит на государстве.

Кроме того, любые ограничения должны быть сформулированы четко и недвусмысленно, чтобы предоставить правоприменителю адекватные указания по исполнению нормы, а гражданам — возможность четко понимать правовые последствия своих действий.
Существующее регулирование борьбы с «экстремизмом» и «терроризмом» в Республике Беларусь противоречит как международным обязательствам государства (без ВПН), так и его Конституции. В то время, как государства действительно обязаны защищать лиц, находящихся под их юрисдикцией, от насильственного экстремизма, они не могут делать это в ущерб своим обязательствам в области прав человека, прикрываясь абстрактно определенными соображениями национальной безопасности.

В то же время, как неоднократно отмечалось, беларусская экосистема «антиэкстремистского» законодательства основывается на чрезмерно широких дефинициях «экстремизма», «экстремистских материалов», «экстремистских формирований/организаций», и так далее — что позволяет говорить о неправомерности любого ограничения свободы выражения мнений граждан под видом применения «антиэкстремистских» мер.

Каждый из используемых властями в рамках «антиэкстремистских» репрессивных механизмов (включая задержания, каждое решение суда о привлечении к ответственности или, к примеру, признании материала «экстремистским») ограничивает свободу выражения мнений граждан — а значит, должен соответствовать вышеприведенным критериям.

Тем не менее, применение данного законодательства в настоящее время по-прежнему сопровождается произвольными процедурами с отсутствием гарантий проведения справедливого суда и индивидуальной оценкой каждого высказывания, а в отдельных механизмах — и вовсе внесудебной процедурой с возможностью, например, внесения обвиняемых по статьям Уголовного кодекса, затрагивающим свободу выражения мнений, в список «террористов» (что грубо нарушает презумпцию невиновности). В частности, в признании материалов «экстремистскими»:

  • используется процедура особого производства, участниками которого обычно выступают заявитель (в данном случае — «субъекты противодействия экстремизму», представляющие интересы государства) и заинтересованные лица (в случае, если последним удается быть привлеченными к делу — на практике они зачастую не уведомляются о процессе, суды проходят в закрытом режиме). Такой подход не позволяет авторам контента полноценно защитить свои права при соблюдении всех присущих исковому производству процессуальных гарантий;
  • суды не проводят самостоятельную оценку материалов, преимущественно полагаясь на заключение соответствующей комиссии по проведению оценки символики, атрибутики, информационной продукции, которое становится решающим фактором в деле;
  • как состав таких комиссий, так и выносимые ими заключения не позволяют говорить о проведении данными органами надлежащей оценки высказываний. Анализ дошедших до нас заключений демонстрирует, что комиссия не изучает содержание материалов на предмет наличия в них «признаков экстремизма», считая «экстремизмом» любые проявления критики государства и оппозиционной повестки.
  • Кроме того, решения комиссий не подлежат обжалованию авторами и распространителями контента — только государственными органами.
Важно отметить, что актуальные регулирование и правоприменительная практика по-прежнему позволяют ограничивать доступ ко всему ресурсу из-за одного или нескольких материалов, якобы содержащих «признаки экстремизма», что недопустимо. На неправомерность данной практики как минимум ввиду очевидной непропорциональности таких мер последовательно обращает внимание и Европейский суд по правам человека.
Таким образом, существующее регулирование не отвечает устанавливаемым Пактом критериям «законности» (в частности — «правовой определенности»), применяется в рамках процедур, не являющихся эффективным средством правовой защиты, позволяющим гражданам отстоять свои права в случае злоупотребления компетентными органами их широкими полномочиями. Сами высказывания не подвергаются индивидуализированной оценке ни соответствующими комиссиями, ни судами — таким образом, вся система преследования по «антиэкстремистским» механизмам построена на непрозрачном регулировании, реализуемом механизмами, которые не воспринимают применяемые ими меры как вмешательство в права человека и, как следствие, не проводят необходимую оценку на предмет необходимости и пропорциональности каждого отдельного ограничения свободы выражения мнений, что формирует системную практику массового нарушения обязательств Беларуси по статье 19 Пакта.
В частности, в соответствии с Йоханнесбургскими принципами, государство вправе ссылаться на соображения «национальной безопасности» только в случае наличия прямой и непосредственной связи между высказыванием, призывающим к насильственным действиям, и вероятностью или возникновением таких насильственных действий. В беларусском законодательстве четкое требование установления такой связи для признания высказывания «экстремистским» или даже «террористическим» отсутствует.
См. процедуру признания «экстремистскими материалами»: https://humanconstanta.org/razbiraemsya-s-ekstremistskimi-spiskami-chto-vxodit-v-ekstremistskie-materialy/
См. процедуры для признания «экстремистскими» организации или группы граждан: https://humanconstanta.org/razbiraemsya-s-ekstremistskimi-spiskami-perechen-organizacij-formirovanij-ip-prichastnyx-k-ekstremistskoj-deyatelnosti/
См. процедуру внесения в «Перечень организаций и физических лиц, причастных к террористической деятельности»: https://humanconstanta.org/razbiraemsya-s-ekstremistskimi-spiskami-perechen-organizacij-i-fizicheskix-lic-prichastnyx-k-terroristicheskoj-deyatelnosti/
К ним в беларусском законодательстве относятся, в частности, ст. 361 УК (призывы к санкциям), ст. 130 УК (разжигание вражды), ст. 130-1 УК (реабилитация нацизма), ст. 130-2 (отрицание геноцида белорусского народа) — при том, что составы упомянутых преступлений не подразумевают прямую связь с террористической деятельностью.
Что неправомерно с точки зрения международных стандартов: https://rm.coe.int/16806db6f2
Отсутствие самостоятельного рассмотрения вопроса об «экстремистском» характере материалов со стороны судов дополнительно нарушает права авторов и распространителей контента на справедливое судебное разбирательство: все вопросы о праве должны разрешаться судом, недопустимо основывать решение суда в подобных вопросах исключительно на выводах экспертов: См. релевантное с точки зрения обстоятельств дела решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в деле case of Mariya Alekhina and Others v. Russia (п. 262).
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, а также даете согласие на направление вам сообщений по электронной почте.
Made on
Tilda