Скольких адвокатов коснутся изменения законодательства об адвокатуре
Закон «Об изменении законов по вопросам адвокатской деятельности»был подписан и включен в Национальный реестр 27 мая 2021 года. Сам закон привлек немало как адвокатского, так и общественного внимания ввиду его четкой направленности против независимости адвокатуры.
Отдельная группа изменений в деятельность адвокатуры предполагает исключение таких организационных форм деятельности как адвокатские бюро и осуществление деятельности индивидуально. Насколько можно судить, этими изменениями решается вопрос с существованием относительно независимых форм адвокатской деятельности. Партнерам адвокатских бюро предписано в пятимесячный срок принять решения о ликвидации адвокатских бюро. Адвокатам, осуществляющим деятельность индивидуально будет также предоставлен период для перехода в юридические консультации.

Следует отметить, что в сопровождающем проект обосновании не содержалось никаких расчетов и технического обоснования возможности для юридических консультаций принять всех адвокатов-индивидуалов и адвокатов юридических консультаций и предоставить им рабочие места. Наш проект решил внимательно изучить, какого количества адвокатов коснутся эти изменения.
БОКА
В Брестской областной коллегии адвокатов индивидуально осуществляют деятельность 48 адвокатов, в форме бюро – 31, в юридических консультациях – 132 адвоката. Как видно, около 40% адвокатов БОКА вынуждены будут изменить свои организационные формы деятельности.
ВОКА
Витебская областная коллегия адвокатов насчитывает 19 адвокатов-индивидуалов, 9 адвокатов, практикующих в бюро и 112 адвокатов – в юридических консультациях. Итого, в юрконсультации вынуждены будут перейти 20% адвокатов ВОКА.
ГОКА
Гомельская областная коллегия адвокатов: индивидуально 30 адвокатов; в бюро 10 адвокатов; вюридических консультациях 150 адвокатов. 21% должен будет пополнить состав юридических консультаций.
ГрОКА
Гродненская областная коллегия адвокатов насчитывает наименьший процент адвокатов-индивидуалов и адвокатов, практикующих в бюро. Индивидуально практикуют 12 адвокатов; в бюро 8 адвокатов. В юридических консультациях 116 адвокатов. Итого, закон коснется «всего лишь» 15% адвокатов.
МогОКА
Могилевская областная коллегия: индивидуально осуществляет деятельность 28 адвокатов; всоставе бюро7 адвокатов; вюридических консультациях 89 адвокатов. То есть, около 28% адвокатов предстанут перед выбором: либо осуществлять деятельность в рамках юрконсультаций, либо уходить из профессии.
МГКА
Переходим к Минской областной и Минской городской коллегиям. В МГКА 46% адвокатов осуществляют деятельность индивидуально (162 адвоката) и в форме бюро (194 адвоката). Т.е. количество адвокатов в консультациях (на данный момент 419) пополнится на 356 адвокатов, что увеличит количество адвокатов в консультациях вдвое.
МОКА
В Минской областной коллегии адвокатов самый высокий процент адвокатов-индивидуалов и практикующих в бюро (87 и 111 адвокатов соответственно). В юрконсультациях количество адвокатов равно 207.
По стране
Всего среди белорусских адвокатов (1981 по данным сайтов коллегий) 38% будут вынуждены перейти в юридические консультации.
Опасения и ожидания от принятия нового закона
Напомним, что наш проект в апреле проводил исследование ожиданий и опасений адвокатов, связанных с принятием нового закона. Большая часть опасений адвокатов-индивидуалов и адвокатов адвокатских бюро связана с использованием перехода адвокатов в консультации как фильтра для недопуска отдельных категорий адвокатов к профессии (это опасение назвали 63% адвокатов-индивидуалов, и 53% адвокатов адвокатских бюро соответственно). При этом только 33% адвокатов адвокатских бюро и 47% адвокатов-индивидуалов собираются переходить в консультации. Следует отметить, что по всем законам психологии реальные решения в момент их принятия будут другие, чем которые предполагаются гипотетически.
Выводы
Закон повлечет выдавливание из профессии достаточно существенного количества адвокатов, для которых является неприемлемой или некомфортной работа в рамках юридической консультации.

В случае замены выбывших адвокатов представителями правоохранительных органов и лицами без стажа юридической работы в существенном объеме престиж адвокатуры и доверие к адвокатуре могут сильно ухудшиться. Кроме того, это может негативно сказаться на доступности юридической помощи для граждан и юридических лиц, так как иностранные компании склонны больше доверять более «независимым» формам осуществления юридической деятельности.

Закон и его обоснование игнорируют реальные механизмы перехода адвокатов-индивидуалов и адвокатских бюро в юридические консультации. Например, в Минске и Минской области число адвокатов в юридических консультациях будет увеличено почти в два раза. Ни экономических расчетов, ни организационных обоснований возможности этого не представлено. Сомнительно, что это вообще возможно с учетом вот уже семилетнего существования консультаций с тем количеством адвокатов, что есть сейчас. Так быстро увеличить количество рабочих мест в помещениях консультаций является практически невозможной задачей. Соответственно, скорее всего опасения по поводу дополнительной фильтрации адвокатов при переходе в юрконсультации имеют под собой основания.

В силу организационных особенностей работы в юридической консультации и подконтрольности и отсутствия реальной независимости от Министерства юстиции в работе заведующих юридических консультаций эти изменения могут повлечь повышение уровня зависимости от государства для адвокатов, что, в свою очередь, серьезно повлияет на восприятие адвокатуры обществом.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, а также даете согласие на направление вам сообщений по электронной почте.
Made on
Tilda