К чему приведут изменения в законодательства об адвокатуре: мнения юристов

Материал будет дополнен.
Михаил Бондарчук, бывший адвокат
Принятые изменения безусловно носят негативный характер и для адвокатов и для многих категорий клиентов. Сами адвокаты однозначно теряют часть своей самостоятельности и свободы. Будучи индивидуалом или адвокатом бюро, у адвоката была возможность самостоятельно планировать свой режим работы, определять свои условия труда. В юрконсультации эти вопросы в значительной степени решаются заведующим и руководством коллегии, и, в зависимости от конкретного человека, занимающего должность заведующего, могут быть как лояльными, так и достаточно авторитарными.

Также очевидно негативными являются нововведения, касающиеся роли Минюста и процедуры попадания в адвокатуру.
Льготный порядок для бывших судей и работников правоохранительных органов, которых порекомендовали свои же бывшие руководители, означает, что данные бывшие сотрудники будут крайне лояльно относиться к своим бывшим коллегам, что явно не будет способствовать их независимости. Точно также не будет способствовать независимости необходимость согласования кандидатур стажеров с Минюстом, что, с большой долей вероятности, приведёт к созданию дополнительного, в том числе идеологического, фильтра. В части неудобства для клиентов в первую очередь сильно усложняется механизм оказания помощи юридическим лицам в рамках каких-либо сложных проектов, в которых задействовано несколько адвокатов и помощников адвокатов. Теперь вместо одного договора с бюро нужно будет заключать договоры с каждым адвокатом. При этом наличии помощников адвокатов в юридических консультациях в принципе затруднено, все согласовывается и проводится через территориальные коллегии.
Михаил Кирилюк, адвокат, лишен лицензии
Цель законодательства страны здорового человека: регуляция отношений. В данном случае - между обществом и адвокатами.

1) Цель регуляции данного закона соответственно должно быть - улучшение качества юридической помощи, повышение доступности адвоката гражданину, защищённость адвоката от произвола со стороны чиновника и злоупотреблений прав клиентом, увеличение КПД полезности адвоката для клиента и общества.


2) Сейчас в Беларуси имеет место подмена понятий : целью новых изменений является регуляция отношений между чиновниками и адвокатами. Целью этой регуляции является : создание зависимости адвоката от чиновника , а не от качества работы, устранение возможностей для самостоятельной работы адвоката , фильтрация нелояльных адвокатов, уменьшение влияния адвоката на судебный процесс и органы следствия, сведение роли адвокатов к технической, секретарской.

Если оценивать закон по критериям полезности для общества и адвокатов - п.1) - то закон цели не достигает . Он ухудшает правовое положение адвокатов, снижает их независимость, уменьшает количество адвокатов и доступность юридической помощи для людей.

Если оценивать закон по полезности для чиновников , противостоящих обществу и видящих в этом противостоянии адвоката как своего противника (п.2) закон свою эту функцию выполняет. Насколько- будет видно на практике ближайшие месяцы.

Дмитрий Черных, заместитель председателя РПОО "Белорусский Хельсинкский Комитет"
Изменения Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» являются одним из элементов кампании по ужесточению законодательства в сфере прав и свобод человека.


Изменения предполагают, что Министерство юстиции, по существу, становится «регулятором» адвокатской деятельности. Этот регулятор будет вправе не только осуществлять любые проверочные мероприятия, но и при необходимости влиять на формирование органов адвокатского самоуправления, а также принимать участие в их работе. Такое администрирование является вмешательством в деятельность адвокатуры, и, по существу, лишает ее независимости. Подобный подход противоречит Основным принципам, касающимся роли юристов, принятым восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.


Кроме того, согласно принятым изменениям ликвидируются такие новые формы осуществления адвокатской деятельности как бюро и индивидуальное занятие адвокатской деятельностью.
Данные изменения, безусловно, будут иметь негативное влияние на положение с независимостью адвокатуры в целом и адвокатов в частности.


Законодательство должно создавать благоприятные условия для обеспечения реальной независимости адвокатов, для укрепления и развития института правовой помощи. В нем должны быть закреплены соответствующие меры, чтобы уважалась, защищалась и поощрялась свобода осуществления деятельности по оказанию правовой помощи без дискриминации и неправомерного вмешательства со стороны органов власти или общественности. Решения, касающиеся разрешения заниматься юридической практикой или стать членом профессиональной юридической группы, должны приниматься независимым органом. В этом смысле белорусское законодательство об адвокатуре не отвечает соответствующим международным стандартам по вопросам адвокатской деятельности.


Единственным положительным моментом в изменениях следует признать расширение перечня случаев, в которых представителям отдельных уязвимых групп на безвозмездной основе предоставляется юридическая помощь.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, а также даете согласие на направление вам сообщений по электронной почте.
Made on
Tilda