Доклад Верховного комиссара по правам человека в связи с ситуацией в Беларуси
Опубликовано 18 марта 2022 года
Совет по правам человека – это орган ООН, членами которого являются 47 государств, избираемых периодически на Генеральной Ассамблее. Это орган занимается мониторингом и контролем за выполнением государствами широкого круга обязательств по правам человека.
В соответствии с этой компетенцией, в марте 2021 СПЧ создал комиссию в отношении нарушений прав человека в Беларуси в результате принятия резолюции 46/20 (первая ссылка, вторая ссылка – к сожалению, несмотря на официальное размещение, ссылки работают непредсказуемо, если не открывается первая, попробуйте вторую) «Положение в области прав человека в Беларуси в преддверии президентских выборов 2020 года и после них». Комиссия состоит из трех экспертов во главе с известным адвокатом Кариной Москаленко. Комиссия изучает все сообщения о предполагаемых нарушениях прав человека, совершенных в Беларуси с 1 мая 2020 года, устанавливает факты и обстоятельства, сохраняет и анализирует информацию и свидетельства с целью содействия привлечению виновных к правосудию и обеспечению справедливости для жертв. На текущей 49-й сессии Совета по правам человека комиссия представила Совету доклад по результатам этой работы. Полный текст читайте по ссылке, а мы приведем основные положения доклада, касающиеся права на защиту, на справедливый суд и прав адвокатов.

Цель доклада

В настоящем докладе Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по правам человека представляет обзор ситуации с правами человека в Беларуси в связи с выборами 9 августа 2020 г., включая случаи произвольных задержаний, пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, неспособность эффективно расследовать заявления о таких нарушениях и несоблюдение прав на надлежащую правовую процедуру и справедливое судебное разбирательство.

Доклад основывался на обновленной информации о критических событиях и инцидентах, на основе которой было проведен анализ доказательств нарушений прав человека с целью содействия привлечению к ответственности виновных и правосудию для жертв нарушений.

Произвольные задержания

В докладе указывается, что в период с 9 по 14 августа были задержаны по статье 23.34 КоАП за «участие в несанкционированном массовом мероприятии» 4 616 человек, (92 % - Минске) . В докладе подчеркивается, что данный Закон не соответствует международным стандартам. Аресты и задержания за законное осуществление прав на свободу мнений и их свободное выражение, свободу собраний и свободу ассоциаций являются произвольными.

УВКПЧ установило, что задержанным отказывали в элементарных правах: их не информировали ни о причинах ареста, ни о выдвинутых против них обвинениях, они не могли общаться со своими родственниками, которым часто отказывали в предоставлении информации об местонахождении задержанных, и в основном им отказывали в медицинской помощи, даже если они им она требовалась. Им также не была оказана юридическая помощь, а адвокатам было отказано в доступе к ним.

Отдельным лицам было систематически отказано в правах на надлежащую правовую процедуру рассмотрения их дел и справедливое судебное разбирательство. Неспособность эффективно расследовать нарушения прав человека, в том числе поданные позднее заявления о пытках или других видах жестокого обращения, является нарушением обязательств государства по международному праву прав человека. Кроме того, УВКПЧ установило, что, помимо отсутствия расследования, проводилась активная политика по защите правонарушителей и недопущению привлечения к ответственности, что нашло отражение в масштабах репрессий, запугивании потерпевших и свидетелей и актах давления на адвокатов и правозащитников.

К маю 2021 г. в Беларуси было арестовано и задержано около 37 000 человек, в том числе около 13 500 в период с 9 по 14 августа 2020 г. Эти аресты и задержания, сопровождавшиеся незаконным применением силы, повлекшим тяжкие телесные повреждения и причинение вреда, а затем пытки и жестокое обращение, в том числе изнасилование, носили массовый характер и оказывали давление на население с целью подавления инакомыслия и публичных проявлений оппозиции действующему Президенту.

В сентябре 2020 года власти также начали предъявлять обвинения членам Координационного совета, правозащитникам, журналистам, адвокатам и рядовым гражданам, которые участвовали в мирных акциях протеста или высказывали критику насилию. Эта тенденция сохранялась на протяжении всего 2021 года.

Обязанность государства по способствованию реализации прав человека. Реакция СК на жалобы о жестоком обращении

В докладе в первую очередь подчеркивается, что государства обязаны расследовать и преследовать в судебном порядке грубые нарушения международного права в области прав человека. Подобные расследования должны проводиться независимыми и беспристрастными органами и быть своевременными, тщательными и эффективными.

Международное право в области прав человека устанавливает юридическую обязанность государств расследовать, преследовать в судебном порядке и наказывать за акты пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, а также предоставлять жертвам эффективные средства правовой защиты и возмещения ущерба. УВКПЧ не известно о каких-либо уголовных обвинениях или вынесенных обвинительных приговорах за акты насилия со стороны сил безопасности в отношении протестующих или лиц, содержащихся под стражей.

26 августа 2021 года Следственный комитет сообщил, что он завершил рассмотрение около 5000 жалоб на жестокое обращение, поступивших летом/осенью 2020 года, все из которых были отклонены как «неподтвержденные», и что утверждения о злоупотреблении полномочиями, пытках и сексуальном насилии также не были подтверждены. В интервью, опубликованном на сайте Следственного комитета, заместитель председателя Анатолий Васильев признался в применении стрессовых поз и избиении резиновыми дубинками в местах лишения свободы. Он также назвал заявителей «пьяницами», «лжецами» и людьми с судимостью, которые думали, что, подав жалобы, смогут избежать судебного преследования.

19 ноября 2021 года Лукашенко признал, что после выборов в ИВС и ЦИП на Окрестино были избиты люди, добавив, однако, что «были избиты и сотрудники милиции». Неоднократные призывы к эффективному и независимому расследованию заявлений о пытках и жестоком обращении, в том числе со стороны Верховного комиссара и специальных процедур Совета по правам человека, остались без внимания белорусских властей. Выводы Следственного комитета в совокупности с выступлениями официальных лиц дают разумные основания полагать, что заявления о пытках не были эффективно расследованы, что является нарушением обязательств государства по статье 7 Международного пакта о гражданских и политических правах и статьям 12–14 Конвенции против пыток.

О нарушении права на справедливое судебное разбирательство, права на защиту

С 9 по 14 августа «конвейерные» административные процессы проходили в местах содержания под стражей в закрытых слушаниях, в которых отсутствовали элементарные процессуальные гарантии и, по словам подсудимых, которые часто длились всего несколько минут. За немногими исключениями, судьи игнорировали подсудимых, несмотря на их видимые телесные повреждения, когда они пытались утверждать, что подвергались пыткам или жестокому обращению.

УВКПЧ отметило многочисленные нарушения прав на надлежащую правовую процедуру и справедливое судебное разбирательство как по административным, так и по уголовным делам. Доступ адвокатов к своим клиентам был затруднен, обвиняемые не могли общаться со своими адвокатами конфиденциально, а адвокатам было отказано в надлежащем доступе к файлам или в достаточном количестве времени для ознакомления с ними и подготовки защиты. Свидетели обвинения часто давали показания анонимно по скайпу.

По уголовным делам, в частности по делам публичных личностей, слушания были закрытыми, а адвокаты были вынуждены подписывать подписки о неразглашении. Адвокаты, которые вели резонансные дела или заявляли о нарушениях прав человека и отсутствии верховенства права, или которые обращались с заявлениями к правозащитным механизмам[MOU1] Организации Объединенных Наций, были лишены свободы, подверглись преследованиям и запугиванию, а также лишились адвокатской лицензии и подверглись дисциплинарным взысканиям. После выборов и по состоянию на ноябрь 2021 года 36 адвокатов покинули профессию либо в результате лишения их адвокатской лицензии, либо в результате непрохождения аттестации, что обусловлено отсутствием независимости коллегий адвокатов и широким контролем Министерства юстиции над адвокатурой.

Поправки в Закон об адвокатуре и адвокатах, вступившие в силу в ноябре 2021 года, еще больше расширили полномочия Минюста. Запугивание и наказание независимых адвокатов оказывает серьезное сдерживающее воздействие на юридическую профессию и фактически лишает жертв нарушений прав человека права на справедливое судебное разбирательство и доступ к правосудию.

Выводы относительно реализации прав

УВКПЧ отмечает, что в настоящее время внутри страны отсутствуют эффективные средства правовой защиты как для подвергшихся чрезмерному применению силы в период с 9 по 14 августа 2020 г., так и для для десятков тысяч женщин, мужчин и детей, произвольно арестованных, подвергнутых пыткам и бесчеловечному или унижающему достоинство обращению и лишению прав на надлежащую правовую процедуру и справедливое судебное разбирательство. Кроме того, нет информации о каких-либо попытках властей по привлечению к ответственности предполагаемых преступников, а также о судебном преследовании или суде над кем-либо из сотрудников силовых ведомств. Такое поведение также свидетельствует о государственной политике по защите лиц, виновных в нарушениях прав человека.

У потерпевших в Беларуси остается мало реальных возможностей для отправления правосудия из-за роли прокуроров и отсутствия независимости судебных органов, отказа в праве на справедливое судебное разбирательство и запугивания, которым подвергаются адвокаты. Отсутствие верховенства права способствует использованию судебной власти в качестве инструмента репрессий и средства избежать ответственности за нарушения. Без эффективных расследований и средств правовой защиты в настоящее время нет разумных оснований ожидать отправление правосудия в отношении нарушений прав человека, совершенных в Беларуси.

Однако, УВКПЧ отмечает, что уголовные расследования нарушений прав человека и потенциальных международных преступлений в Беларуси были начаты как минимум в четырех компетентных юрисдикциях за пределами страны. В этой связи крайне важно, чтобы усилия по сбору, документированию и сохранению доказательств нарушений продолжались с целью содействия будущим процессам по привлечению виновных к ответственности.

Рекомендации по результатам рассмотрения ситуации с нарушениями прав человека в Беларуси

Верховный комиссар рекомендует властям Беларуси:
а) немедленно освободить всех заключенных, осужденных по политическим мотивам, и прекратить все другие продолжающиеся нарушения прав человека, указанные в докладе, включая систематические репрессии против гражданского общества, независимых средств массовой информации и оппозиционных групп, и воздерживаться от совершения таких нарушений в будущем;
b) незамедлительно инициировать эффективные, прозрачные и независимые расследования всех имевших место в прошлом нарушений прав человека, которые могут быть квалифицированы как преступления по национальному или международному праву, включая массовые произвольные аресты и задержания, пытки и другие виды жестокого обращения, а также гендерный аспект любых таких преступлений, и обеспечить, чтобы расследования могли охватывать всю цепочку органов, сотрудники которых могут нести индивидуальную уголовную ответственность;
с) предоставить полное восстановление прав, включая компенсацию, реституцию, реабилитацию, надлежащие формы сатисфакции и гарантии неповторения всем жертвам нарушений прав человека в соответствии с международным и национальным правом;
d) провести структурные реформы, которые могут обеспечить полную реализацию права на участие в государственных делах и реализацию других соответствующих гражданских и политических прав, включая свободу выражения мнений, мирных собраний и ассоциаций, для всех белорусов;
e) провести структурные реформы, которые могут позволить создать независимую судебную систему, свободную от влияния исполнительной власти, и которая может служить гарантом прав человека и верховенства права, включая уважение независимости адвокатов и их защиту;
f) предоставить доступ и обеспечить сотрудничество с УВКПЧ и всеми специальными процедурами Совета по правам человека, включая Специального докладчика по вопросу о положении в области прав человека в Беларуси;
g) выполнять соображения Комитета по правам человека по индивидуальным сообщениям в соответствии с Факультативным протоколом к ​​Международному пакту о гражданских и политических правах; выполнять рекомендации, вынесенные международными правозащитными механизмами и воздерживаться от любого давления в отношении тех, кто сотрудничает с механизмами Организации Объединенных Наций.

Верховный комиссар рекомендует другим государствам — членам Организации Объединенных Наций:
(a) Взаимодействовать с белорусскими властями посредством постоянного диалога с целью обеспечения полного соблюдения государством своих обязательств по международному праву в области прав человека; и в этом контексте рассмотреть возможность надлежащего использования инструментов, предоставляемых соответствующими международными и региональными правозащитными механизмами, соблюдать эти обязательства;
b) добиваться привлечения к ответственности в рамках национального судебного разбирательства на основе общепризнанных принципов экстерриториальной и универсальной юрисдикции в соответствующих случаях и в соответствии с международным правом, изучать возможность принятия других целенаправленных мер в отношении лиц, виновных в серьезных нарушениях и злоупотреблениях в области прав человека;
c) пересмотреть в этой связи свои внутренние правовые системы с целью устранения структурных барьеров, которые могут препятствовать эффективному расследованию и уголовному преследованию, на основе экстерриториальной или универсальной юрисдикции в соответствии с международным правом, в том числе путем внесения любых необходимых законодательных поправок, предоставления обучения персоналу соответствующих следственных, прокурорских и судебных органов;
d) обеспечивать эффективное сотрудничество с другими государствами, участвующими в обеспечении подотчетности на национальном уровне, в том числе посредством эффективной координации, обмена информацией, предоставления взаимной правовой помощи и экстрадиции в соответствующих случаях;
e) полностью соблюдать принцип невыдворения, в частности в отношении правозащитников, журналистов и жертв нарушений прав человека, бежавших из Беларуси на территорию другого государства, и принимать меры для защиты их прав и предоставления им возможности вести достойную жизнь в том числе посредством осуществления права на труд и предоставления полного доступа к государственным и социальным услугам на своей территории, а также к полному реабилитационному обслуживанию жертв грубых нарушений прав человека, включая пытки;
(f) Ввиду широкого подавления гражданского общества в Беларуси рассмотреть вопрос о поддержке субъектов гражданского общества, действующих в отношении Беларуси в их усилиях по поощрению и защите прав человека в стране, в том числе в контексте привлечения к ответственности за нарушения прав человека;
g) рассмотреть вопрос о поддержке дальнейших усилий по документированию и сохранению информации и доказательств нарушений прав человека, совершенных в Беларуси, для целей настоящих и будущих мер по привлечению к ответственности.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, а также даете согласие на направление вам сообщений по электронной почте.
Made on
Tilda