В новый год – с новыми ограничениями для адвокатов
Опубликовано 27 января 2023 года

Мария Колесова-Гудилина

адвокат, защищавшая до лишения ее права на профессию
Э.Пальчиса, Е.Юшкевича, Д.Попова и других , PhD
Итак, рассмотрим нововведения.
16 декабря 2022 года Министерством юстиции Республики Беларусь были приняты два новых постановления - №1 50 и №151. Оба они касаются вопроса - кто и каким образом в Беларуси может стать адвокатом.

Ранее все вопросы были урегулированы в Постановлении Министерства юстиции Республики Беларусь от 30 ноября 2010 г. № 105.

Постановлением № 150 утверждена Инструкция, которая определяет порядок квалификационного экзамена для граждан Беларуси, намеревающихся стать адвокатами.
Кто же может быть в Беларуси адвокатом?
Прежде всего - юрист с высшим образованием, прошедший стажировку, сдавший квалификационный экзамен, получивший специальное разрешение (лицензию) на осуществление адвокатской деятельности и являющейся членом территориальной коллегии адвокатов.

Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 334-З «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» устанавливается перечень условий, при наличии которых лицо не может быть адвокатом, например, недееспособное, ограниченно дееспособное, совершившее в прошлом умышленное преступление (нужно отметить, что снятие судимости тут не имеет значения).

Лица, ранее исключенные из коллегии или уволенные по дискредитирующим обстоятельствам, могут быть допущены к экзамену не ранее чем через три года. А юристы, в отношении которых ранее было принято решение о прекращении лицензии на осуществление адвокатской деятельности или деятельности по оказанию юридических услуг не по их инициативе, – не ранее чем через один год.

Срок стажировки, которую необходимо пройти будущему адвокату:
до 3 месяцев, если стажер ранее работал (проходил службу) в судах, органах прокуратуры, системы Министерства юстиции, правоохранительных органах, а также в структурных подразделениях (секретариатах) таких органов и его кандидатура представлена руководителем соответствующего республиканского органа;
от 3 до 6 месяцев, если стажер имеет стаж работы по специальности не менее трех лет;
от 6 месяцев до 1 года, если стажер не имеет стажа работы по специальности не менее трех лет.

Ранее вопрос набора стажеров относился исключительно к компетенции органов адвокатского самоуправления. Теперь данное решение согласуют с Министерством юстиции. Нужно отметить, что не существует критериев для согласования или отказа в согласовании кандидатур.

Согласно новой инструкции - для допуска к сдаче экзамена претенденту не позднее шести месяцев со дня окончания стажировки необходимо подать в комиссию соответствующее заявление.

После подачи заявления комиссия в течение месяца проверяет отвечает ли претендент требованиям, установленным Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 334-З «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь», и выносит решение о допуске к экзамену. То есть - претендента опять проверяют, хотя его уже проверяли при принятии на стажировку.

Испытание состоит из проверки знаний претендентов:
● в письменной форме (тестирование, которое состоит из 20 вопросов);
● в устной форме (устный ответ на экзаменационный билет включает в себя один вопрос по программе экзамена. Могут быть заданы и дополнительные вопросы по законодательным актам о деятельности адвокатуры и Правилам профессиональной этики адвоката.

Экзамен включает в себя вопросы из следующих отраслей законодательства:
● конституционному,
● уголовному,
● гражданскому,
● жилищному,
● о браке и семье,
● о труде,
● об административных правонарушениях,
● уголовно-процессуальному,
● гражданскому процессуальному,
● хозяйственному процессуальному,
● законодательству, определяющему порядок административного процесса,
● законодательным актам по вопросам деятельности адвокатуры,
● Правилам профессиональной этики адвоката.

На экзамене запрещено пользоваться нормативными правовыми актами, справочной и специальной литературой, средствами связи, вести переговоры с другими претендентами.

Сдают лишь устный экзамен стажеры из числа работавших (проходивших службу):
● в судах,
● органах прокуратуры,
● системы Минюста,
● правоохранительных органах,
● в структурных подразделениях (секретариатах) таких органов, чья кандидатура представлена руководителями соответствующих республиканских органов.

Следовательно, о равенстве претендентов не может быть и речи, так как для бывших сотрудников силовых ведомств, направленных в адвокатуру руководством этих ведомств, существует преимущество при прохождении стажировки и сдаче экзамена.

В случае успешной сдачи экзамена Минюст выдает специальное разрешение (лицензию) на право осуществления адвокатской деятельности, после чего лицензиат подает соответствующее заявление в Территориальную коллегию адвокатов о его принятии. Лишь после вступления в ТКА, которое оформляется решением совета ТКА, лицензиат становится адвокатом и получает право заниматься адвокатской практикой.

Постановлением № 151 утверждены:
● Положение о комиссиях по вопросам лицензирования;
● Положение о Квалификационной комиссии по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь;
● Инструкция о порядке проведения оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям.

Из данного постановления стоит отдельно отметить, что Квалификационная комиссия по вопросам адвокатской деятельности:
● создается Министерством юстиции и действует при данном органе;
● возглавляется заместителем министра юстиции, который при равенстве голосов обладает правом решающего голоса;
● состоит из адвокатов (8 членов: председатель БРКА и по одному представителю от семи ТКА), по одному представителю от Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, иных государственных органов; пять представителей от Министерства юстиции; два представителя от научных организаций.

Дополнительно введено, что при рассмотрении заявлений и (или) иных материалов член Квалификационной комиссии, не согласный с решением большинства, вправе в письменной форме изложить свое особое мнение, которое подписывается членом Квалификационной комиссии одновременно с подписанием решения. Ранее данное мнение вносилось в протокол.

С 2021 года присутствие на заседании Квалификационной комиссии лиц, не являющихся членами этой комиссии, за исключением специалиста по обеспечению технического сопровождения программы компьютерного тестирования и лиц, указанных в пункте 11 Положения, не допускается. Ранее коллеги могли поддержать на аттестации, теперь такой возможности нет.

Следует отметить, что теперь любые решения Квалификационной комиссии могут быть обжалованы претендентом, адвокатом в суде в порядке, установленном законодательством. Видимо по процедуре обжалования решения государственного органа.

Таким образом, в Беларуси существует полный контроль Министерства юстиции над всем процессом допуска к профессии адвоката. Нарушен принцип независимости адвокатов и адвокатуры и качество юридической помощи, о чем можно подробнее прочитать в отчете.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, а также даете согласие на направление вам сообщений по электронной почте.
Made on
Tilda