Как беларусам успеть подать жалобу в КПЧ:
комментарий эксперта
Опубликовано 15 ноября 2022 года
Генсеком ООН зарегистрирована нота о денонсации Беларусью Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах. Вышеуказанные действия были совершены 8 ноября 2022 года. Так, последним днем подачи жалоб в Комитет по правам человека для беларусов стоит считать 8 февраля 2023 года.

В связи с тем, что времени для подачи жалоб и исчезновения одной из важнейших возможностей доказать свою правоту остается мало, очень важно учитывать все особенности коммуникации и подачи сообщений в КПЧ. Именно поэтому мы собрали ряд практических вопросов и попросили ответить на них эксперта по международному праву прав человека и системе ООН, Наталью Мацкевич.

Наталья Мацкевич

адвокат, защищавшая до лишения ее права на профессию Н.Дедка, С.Тихановского, В.Бабарико
и других известных лиц, автор образовательных курсов по правам человека
Полезные материалы
Алгоритм подачи жалобы в Комитет по правам человека ООН ищите тут.

О том, к чему может привести денонсация Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах: комментарий эксперта.

В данной статье рассматривается юридическая сила решений КПЧ.

Подробнее о международных механизмах защиты прав человека, доступных в Республике Беларусь.
- Как направляются сообщения в КПЧ? Является ли какой-то из способов (обычной почтой бумажное письмо, электронная почта) более предпочтительным?
Сейчас более предпочтительным является электронный способ направления сообщений на ohchr-petitions@un.or. Обязательно тему письма и текст в тело письма писать на английском языке (иначе письмо может уйти в спам). К письму нужно прикрепить текст сообщения с подписью и текст сообщения в word. Если делаете перевод с русского на английский язык (что не обязательно, но ускорит обработку вашего сообщения), то его тоже лучше прикрепить к письму. К письму можно прикрепить доверенность и другие приложения. Но если их объем значительный, то приложения можно отправить через сервис по обмену файлами.
Если сообщение направляется не по электронной, а по обычной почте, это следует обосновать (например, если представить ситуацию направления сообщения из колонии).
- Какие правила действуют относительно дат получения/направления? Например, если отправить обычной почтой накануне истечения срока, будет ли иметь какое-то значение аргументация по дате отправки?
Отправить «в последнюю ночь», тем более по обычной почте - не очень хорошая идея. Во избежание недоразумений, лучше ориентироваться на то, что до 8 февраля сообщение должно быть получено группой по петициям.
- Вообще, как можно предсказать - решения о приемлемости жалоб по датам будут относиться к компетенции непосредственно КПЧ одновременно с рассмотрением самого обращения или по внутренним процедурам на стадии первичной регистрации?
Лучше, как указано выше, не создавать спорных ситуаций и направить сообщение вовремя. На стадии регистрации решение примет специальный докладчик КПЧ по новым сообщениям и срочным мерам (это один из членов Комитета, который принимает решение о регистрации каждого сообщения). Возможно, если будет очень спорный вопрос, то решение о приемлемости может быть принято самими Комитетом по правам человека.
- Подлежит ли какой-то проверке/обжалованию решение комитета об отсутствии компетенции в связи с наступлением срока денонсации?
Нет. Но ничто не запрещает направить письмо с просьбой пересмотреть решение о нерегистрации, обосновав ее. Однако ответ вы можете получить отрицательный. Очевидно, что Комитет не будет ставить своей целью отказать в регистрации тех сообщений, которые будут получены вовремя. Но поскольку поток сообщений в КПЧ сейчас большой (как из Беларуси, так из РФ, в отношении которой уже больше нет юрисдикции ЕСПЧ), то нужно быть добросовестным заявителем и принять на себя ответственность за то, что сообщение подано в срок. И нужно убедиться, что оно получено.
- Если отправлять сообщение в Комитет по правам человека на электронный адрес, то как узнать, что жалоба успешно получена?
После электронного отправления практически сразу должен прийти автоматический ответ. Если такого ответа не получено, то нужно написать по тому же адресу письмо (на английском языке) с просьбой подтвердить получение. Возможно, придется повторить это письмо, если не получите ответа в течение нескольких дней, - и так до тех пор, пока не удостоверитесь, что сообщение получено.
- Даёт ли КПЧ обратную связь по сообщению и в какие сроки? Когда можно ждать информацию если сообщение все таки принято к рассмотрению? Скажем, есть ли какой-то срок, после которого можно сказать - в рассмотрении сообщения не было отказано по причине денонсации Протокола?
Да, после того как сообщение направлено (и получен автоматический ответ или подтверждение письмом), стоит ожидать письмо о регистрации сообщения или об отказе в регистрации. По правилам процедуры Комитета по правам человека решение о регистрации должно быть принято «как можно скорее». На практике, ввиду загруженности группы по петициям, может пройти несколько месяцев до получения такого письма. Здесь опять же ничто не запрещает написать на электронный адрес группы по петициям письмо с вопросом о судьбе сообщения.
- По каким вообще признакам можно понять, увидеть, узнать, что сообщение будет рассматриваться по существу?
По факту получения письма о регистрации сообщения, в котором будет указан присвоенный ему номер и то, что оно направлено государству для представления возражений, и срок для таких возражений (6 месяцев). Однако, следует иметь ввиду, что Комитет может рассмотреть вопросы приемлемости и существа сообщения раздельно (последовательно) или совместно (что бывает чаще).
- Что делать, если в настоящий момент еще не исчерпаны все средства внутренней защиты? Уместно ли подавать на стадии апелляционного обжалования, с тем, чтобы дослать отрицательный ответ позже? А если очевидно, что дата апелляционного разбирательства позже 8 февраля?
Вряд ли это возможно. В соответствии с Факультативным протоколом на рассмотрение Комитета можно представить сообщение, только исчерпав внутренние средства правовой защиты. Доказать исчерпание внутренних средств должен заявитель. Можно обосновать, что такие средства отсутствуют, не доступны или являются неэффективными, либо их применение неоправданно затягивается. Но это вряд ли применимо к факту апелляционного обжалования. Правда, в Правилах процедуры есть правило 100, что решение о неприемлемости ввиду неисчерпания внутренних средств правовой защиты может быть пересмотрено, если эта причина неприемлемости отпала. Однако, скорее, датой получения сообщения в таком случае будет признаваться дата получения апелляционного определения, а не дата получения первоначального сообщения.
- Как лучше в целом подходить к подаче жалобы? Можно ли ожидать, что КПЧ пойдет навстречу и примет что-то вроде предварительной жалобы, а уже полноценную можно дослать после 8 февраля? Что вы порекомендуете, если не успеваешь?
Сейчас сообщения пишется по формуляру, строго рекомендованному группой по петициям, который должен быть лаконичен сам по себе. В нем есть ограничения по количеству слов: нужно изложить факты и исчерпание внутренних средств правовой защиты (до 2800 слов) и кратко – утверждения о нарушениях (до 600 слов). В этот объем необходимо уложить информацию, достаточную для целей приемлемости, и направить заполненный формуляр до истечения указанного срока. По логике вещей, можно пробовать дополнить аргументацию жалобы за пределами этого формуляра, направив дополнительное письмо. Но заявления о новых фактах и нарушениях, поданные после, скорее всего, будут расцениваться как другая жалоба. Поэтому, если объективно есть возможность соблюсти условия приемлемости и есть заинтересованность в использовании этого механизма, нужно успевать.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, а также даете согласие на направление вам сообщений по электронной почте.
Made on
Tilda